Анатолий БЫШОВЕЦ ГЛАВНОЕ – НЕ ИЗМЕНЯТЬ СЕБЕ

Анатолий БЫШОВЕЦ ГЛАВНОЕ – НЕ ИЗМЕНЯТЬ СЕБЕ

Ярчайший представитель отечественного футбола, заслуженный тренер СССР, приведший нашу сборную к золотым медалям Олимпиады-88, житель г. Химок, угостил КПТ щедрой порцией мудрых мыслей и ярких цитат

В новом качестве

- Как дела, Анатолий Федорович?

- Семь лет без работы. Для тренера, равно как для актеров и режиссеров, самое страшное – невостребованность. У тебя есть силы, знания и умения, идеи и способность их реализовать, а ты сторонний наблюдатель.

- Почему так происходит?

- Те, кто побеждал, те, кто выделяется, те, кто имеет собственное мнение, всегда в меньшинстве. Тренеру с независимым взглядом на развитие команды и отношение к делу непросто работать с сегодняшними руководителями.

- Чем дышите?

- Делами семьи. У меня взрослые сыновья, два внука. Чтобы поддержать здоровье (старые травмы дают о себе знать), выбираюсь на воды, в горы. Но с профессией не прощаюсь. Ежегодно в межсезонье за свой счет езжу в Турцию, где многие команды из России и СНГ проходят подготовительные сборы. Кто-то удивляется: «Вы 50 лет в футболе, что нового можете узнать?» Отвечаю: «Я сам должен быть новым». На днях вернулся из Белека, хлебнул там футбольного воздуха. Общался с Черчесовым, Калитвинцевым, белорусскими коллегами, с игроками, которых еще на юношеском уровне тренировал. Говорили о трудностях, в том числе финансовых. Как управлять командой, если футболистам месяцами не платят?! Серьезная помеха прогрессу.

- А еще что мешает?

- Сейчас мы неотделимы от европейских реалий, будь то плюсы или минусы. Веяние времени – реклама. Красочные эпизоды восхищенного безделья тиражируются настолько настойчиво, что общество забыло о ратном и трудовом подвиге. Футбол уже не спорт, а бизнес, товар. Торгуют игроками, бал правит тотализатор, кто-то ложится в пятом раунде, кто-то – в десятом. Околофутбольная среда создает предпосылки для процветания негатива. Кругом агенты. Частных клубов практически нет, за исключением «Краснодара», где совершенствуется инфраструктура, воспитывается молодежь и возрождается понятие «клубный патриотизм». «Зенит» при мне был социальной группой, делал ставку на собственных воспитанников: Игонина, Панова, Малафеева, позже появились Кержаков, Аршавин, Быстров... Бизнесмены, которые видят в футболе только деньги, не смыслят в нем, ведь в первую очередь это социальное явление.

- Есть свет в конце тоннеля?

- Да. Олимпиада в Сочи – большой шаг вперед в деле развития спорта. Аналогичный толчок даст чемпионат мира 2018 года. Спорт в целом и футбол в частности – феномены нравственности. Одним из условий моего прихода на пост вице-президента ФК «Химки» являлось открытие футбольной школы. Обещание было выполнено, за что я благодарен администрации округа. Два искусственных поля, где занимаются около 500 детей, – настоящий оазис.

- Охарактеризуйте современный российский футбол тремя определениями.

- Невостребованный (при огромном потенциале – человеческом и методическом). Ущербный (в плане инфраструктуры). С прекрасными болельщиками (имею в виду не оголтелых фанатов, а людей увлеченных и понимающих).

- Чем поражает любимый вид спорта?

- В положительном смысле удивляют ведущие клубы Англии, Испании, Италии и работа тренеров – непосредственно игра и ее развитие. Интересно наблюдать за Гвардиолой, под чьим началом спортсмены раскрываются многогранно. Футбол тогда зрелище, когда он искусство, а «Барселона» и «Бавария» приносят радость. Со знаком минус поражают суммы трансферов и зарплаты игроков. Но результат дороже монет и наград, ведь ты представляешь страну, народ. Деньги мешают футболистам, развращают, ведут к деградации. Применительно к нашим реалиям огорчает, что легионеры, в большинстве своем сопоставимые по уровню с россиянами, находятся на особом счету. Иностранные тренеры не намного сильнее отечественных, однако ни одному из них не снились условия, в которых вынуждены существовать российские коллеги в Перми, Нижнем Новгороде, Томске, Екатеринбурге.

- Вам-то грех жаловаться на условия, в которых в разное время работали.

- Меня обвиняют в том, что выбиваю деньги и граблю клубы. Но начальство не ковер, а деньги не пыль, чтобы их выбивать. Используя дар убеждения, я защищаю интересы игроков. Просвещенная решительность заставляет меня доказывать руководителям, что наш тяжкий труд должен быть справедливо оплачен. Кто за последние семь лет поинтересовался делами Бышовца и других людей, ушедших из большого спорта? Профессиональный футбол – дорога не к здоровью, а от него. Нельзя не заботиться о будущем.

- В Бразилию собираетесь?

- Нет, давно не езжу на чемпионаты мира и Европы. Хлопотно и дорого.

- Что ждет сборную России на мировом первенстве?

- В последние годы жребий к нам благосклонен, в том числе на отборочном этапе. Группу Н можно расценить как проходную: России по плечу одолеть Бельгию с Кореей. Важно подвести игроков к оптимальному функциональному и психологическому состоянию.

- Вы возглавляли национальную и олимпийскую сборные Южной Кореи. Наверняка владеете секретами.

- Их нынешний главный тренер Хон Мен Бо у меня играл. Выдающийся мастер. Знаю стиль и менталитет корейской команды по работе с нею в финальных турнирах ЧМ-1994 и Олимпиады-1996. С удовольствием поделюсь опытом и информацией. Была бы польза и честь.

- Вам приписывают фразу: «После 60 тренер заканчивается».

- Жизнь – начало начал. Ясли, школа, институт, работа, пенсия – в любом возрасте с каждым следующим витком мы должны открывать себя в новом качестве. В моем случае это роли деда и безработного. В такой ситуации главное – не изменить себе. Мне удается.

- Снятся футбольные сны?

- Да. Вот один из недавних сюжетов. Поднимаюсь в гору, там стадион. Соперники уже на поле, все готово к началу матча. Я иду к тренерской скамейке, но в последний миг прохожу мимо нее, забираюсь по лестнице на верхний ряд и оттуда пытаюсь смотреть футбол.

Книги по ночам

- О ваших встречах со знаменитостями впору отдельный труд издавать.

- Посчастливилось общаться со многими выдающимися личностями. От первой учительницы и первого тренера до партнеров и соперников на поле, актеров, режиссеров, музыкантов. В жизни очень важно иметь пример и способность благоприобретать.

- Высоцкий, посвятивший вам песенные строки, произвел сильное впечатление?

- Встречу с ним знаковой не назову. Он был известным исполнителем, я – известным спортсменом. Общались на равных, без трепета.

- Каким запомнился папа римский Иоанн Павел II?

- Накануне Олимпиады-88 на аудиенции в Ватикане Его Святейшество благословил сборную СССР. Пока мы разговаривали, папа держал за руку мою супругу. От него и впрямь исходила благодать. Недаром впоследствии понтифика приобщили к лику святых. Спокойный и доброжелательный, Иоанн Павел II задал мне несколько вопросов. В том, что и как он говорил, чувствовалось человеческое участие, а не просто формальная вежливость.

- Будь шанс увидеться с любым историческим, политическим или культурным деятелем, кого выбрали бы?

- Сенеку Младшего. Накануне как раз перечитывал его письма. Может, и не спрашивал бы ничего. Сидели бы, смотрели друг на друга…

- Из последних спектаклей, концертов что понравилось?

- Эксперименты не люблю. По душе то, что проверено временем и отобрано обществом. Недавно с огромным удовольствием пересмотрел по ТВ ленкомовскую «Поминальную молитву» с Абдуловым. Три дня назад был на концерте Мацуева. Потрясающая техника! В восторге от немецкого тенора Йонаса Кауфмана, в ноябре выступившего в Москве. Это природный дар, за которым огромный труд. Сегодня любят рассуждать о справедливости. Справедливость есть право на шанс. Права-то равные, но способности разные. Если ты не родился талантливым, ты никогда таковым не станешь.

- Что читаете?

- Стал на удивление всеядным: учебные пособия по английскому языку, энциклопедии, кроссворды. Кстати, берусь за книги исключительно по ночам, с четырех до семи, такие биоритмы: сплю с полуночи до четырех, три часа бодрствую, затем – еще пара часов сна. Сейчас у меня на столе сборник изречений восточных мудрецов. Из художественной литературы недавно перечитывал Чехова.

- Рассказы или пьесы?

- Рассказы. К его драматургии отношусь так же, как Толстой. Смотрел «Иванова» в театре Розовского «У Никитских ворот» и ловил себя на ощущении, насколько разнятся наши с постановщиком точки зрения. Потом делились мнениями. Всегда любопытно узнать, что движет режиссером. С Меньшовым однажды беседовали о подборе актеров на фильм «Москва слезам не верит». Владимир Валентинович рассказал, что Баталова ему послало Провидение. А когда я спросил у Говорухина, почему на роль Шарапова он выбрал Конкина, тот парировал: «Ты тоже иногда ошибаешься с составом».

Клевещут на великих

- Медийная персона – это о вас?

- В футбольной среде необходимо популяризировать себя. Друзей среди журналистов не так много. Приходится порой быть нескромным.

- Никогда не жалеете о сказанном?

- Очень часто жалею. Боюсь, я заложник некоторых своих слов в адрес людей, не умеющих слышать правду. Отсюда все проблемы. Сегодня говорить правду может либо глупец, либо мудрец. Наверное, я ближе ко вторым. Дурака учить или обличать – тщетное занятие в ущерб себе. В этом лишний раз убедился в «Локомотиве». Ты понимаешь: все происходящее лишь шоу, разыгрывается некая партия, тем не менее искренне взываешь к общечеловеческим ценностям, связанным с литературой, искусством, духовностью... А особи с низким, ущербным уровнем поныне критикуют меня как тренера и как человека.

- Подайте в суд.

- Можно победить, и не вступая в борьбу. В этом тоже сила – не обращать внимания. В свое время кто-то дал ногой под зад Сократу. А ему, как и Авиценне, как и многим гениям, жилось несладко: преследования, тюрьма, завистники, наветы. Сократу посоветовали обратиться в суд. Тот ответил: «Если тебя лягнет осел, разве ты станешь с ним судиться?» Я реагирую точно так же. Прав был Александр Сергеевич: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца».

- В книге «Не упасть за финишем» вы повествуете о недругах, пакостившим вам в «Локо», но без имен и фамилий. Почему нет конкретики?

- Многие догадываются, кто именно помешал мне в «Локомотиве» вдобавок к Кубку победить в чемпионате. Может, и стоило назвать вредителей по именам. Но я верующий человек, это сдерживает. Апостол Петр писал Тимофею: «С врагами не надо бороться. Бог сказал: мне отмщение, и аз воздам». Сегодня я хожу на «Локомотив» в почетную ложу, а для тех, кто мне вредил, расплата, полагаю, наступила. Против зла единственное лекарство – справедливость.

- Склонны ли вы к самоиронии?

- Скорее к самобичеванию. Каждый день корю себя за глупости.

- Прозвище Светоч абы кому не дадут.

- Светоч – тот, кто светит. Если ты излучаешь что-то хорошее (не путайте с лучом света в темном царстве), почему бы не поделиться с другими? Да, метод необычный. Поднятая тобой планка одних вдохновляет, других унижает. И начинаются инсинуации. Как выразился древневосточный мудрец Аль-Маарри, «благородный человек везде отщепенец, даже среди соплеменников и соплеменниц».

- Грустно.

- А вы думали, честные люди живут припеваючи? У кого больше врагов – у порядочного или у негодяя? Существует отличная поговорка про караван и собаку. Хотя тут даже не собаки – шакалы. Одного клеветника, телекомментатора, я называю Ходячее Злословие Без Доказательств. Мастер заоблачных фантазий! Как известно, чем нелепее ложь, тем охотнее в нее верят. Впрочем, в клевете есть положительная сторона. Она соседствует с величием. Клевещут на великих. Посредственностям это не грозит.

Дина ЮРЬЕВА

24.03.2014

Возврат к списку