Битва за улицы

Битва за улицы

Леонид Лопатин, генеральный директор BPS International : Важное достижение последнего десятилетия – реальная доступность качественной коммерческой недвижимости для среднего и малого бизнеса. 


Commercial Real Estate
Леонид Лопатин, генеральный директор BPS International 

Важное достижение последнего десятилетия – реальная доступность качественной коммерческой недвижимости для среднего и малого бизнеса. Очень многие инженерные, консалтинговые, финансовые, фармацевтические, IT и другие компании улучшали условия работы своих коллективов, переезжая в офисные центры из ранее приспособленных под офисы проектных бюро, аудиторий, цехов, и даже
детских садов. 

Два тренда сделали этот процесс достаточно массовым: с одной стороны, росли доходы бизнеса, с другой – офисных центров стало действительно много и они стали демократичнее по цене. Вспоминая сейчас типовые для конца '90-х – начала 00-х офисы, понимаешь, что в отсутствие нормального предложения коммерческой недвижимости компании платили запредельную аренду, на свой страх и риск, имея лишь годовые договора аренды, вкладывались в отделку помещений, ставили свою охрану, решали проблемы отопления, вентиляции, установки кондиционеров, вывоза мусора и т. д. 

Интересно соотнести стоимость аренды 1 кв. м с зарплатой ведущего специалиста компании в те времена и сейчас. Средняя ставка аренды в московском НИИ или вузе составляла порядка $ 200/кв. м
в год, а зарплата хорошего специалиста – порядка $ 800. Сегодня специалист такого уровня имеет зарплату $ 3–4 тыс. Если сохранить пропорцию ¼, это соответствует ставке аренды $ 750–1000/кв. м в год, как в офисах класса А в центре Москвы!

А ведь есть предложение офисов высшего качества и в ценовом сегменте $ 450–600/кв. м, класс В и вполне демократичный С. Так что бизнес реально сократил расходы на содержание офисов, даже несмотря на рост арендных ставок. Но самое главное, что получили с переездом арендаторы, это неповторимую деловую атмосферу, пронизывающую жизнь успешных бизнес-центров. Активность, дружелюбие, открытость людей, их готовность идти на контакт, деловые завтраки, бизнес-ланчи – как сильно все это отличается от того, что большинство бизнесменов вспоминают про окружение своих первых офисов…



15.02.2012

Возврат к списку